Образовательная деятельность МКТУ

Общая информация

История открытия и становления МКТУ им. Х.А.Ясави связана с 1500-летней историей города Туркестана, занимавшего особое место в тюркской цивилизации. Учитывая особое геополитическое местонахождение древнего города и его значение как признанного духовного центра тюркских народов, основной целью создания университета наряду с подготовкой современных высококвалифицированных специалистов явились также возрождение и развитие города Туркестана — древнего центра науки и культуры тюркоязычных народов, современной духовной столицы тюркского мира.
Университет был открыт 6 июня 1991 г. по личной инициативе  Первого Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева (Указ  № 329 от 06 июня 1991 года, Алма-Ата).
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави  (далее-МКТУ им.Х.А.Ясави) — один из ведущих многопрофильных  университетов  Казахстана. Он ежегодно занимает места в десятке в национальном рейтинге университетов (6-ое место в 2018 г.), позиционирует себя как инновационный университет, реализующий современную образовательную и научную политику, в основе которой-стремление к постоянному профессиональному росту и личностному развитию.
МКТУ им.Х.А.Ясави – это первый университет в тюркском мире, где происходит диалог культур и межнациональное толерантное воспитание молодежи более чем из 17-ти стран мира, и в условиях современной глобализации имеет важное идеологическое значение как духовно объединящий тюркоязычный мир образовательный центр.
Университет первый среди университетов классического профиля, где впервые еще в 1992 году была открыта подготовка медицинских специалистов с высшим и послевузовским образованием.
МКТУ им.Х.А.Ясави входит в международную категорию университетов «full university», имеющих в своем составе медицинский факультет.
В соответствии с Межправительственными договорами ежегодно Правительством Республики Казахстан для МКТУ им.Х.А.Ясави выделяются 200 целевых государственных образовательных грантов для обучения студенческой молодежи из тюркоязычных стран ближнего и дальнего зарубежья.
В целях привлечения в университет наиболее одаренной и талантливой молодежи решением Межправительственного Полномочного Совета (Анкара) из бюджета Турции ежегодно выделяются 500 образовательных грантов для абитуриентов, получивших по итогам ЕНТ самые высокие баллы, но не прошедшие по конкурсу на получение государственных образовательных грантов.
С 2018 года МКТУ им.Х.А.Ясави является председателем Совета университетов тюркских стран, в которую входят 19 университетов Турции, Казахстана, Киргизии, Азербайджана.

  • Миссия университета – предоставление качественного образования для молодежи из тюркоязычных государств и сообществ, стать лидером в области инновационного образования и научных исследований.
  • Цель –  создание динамично развивающегося университета, активно внедряющего инновационные научные и образовательные технологии .
  • Основные ценности – Духовное  обновление. Дружба, равенство и толерантность, Прозрачность, Добропорядочность, Профессионализм, Инновационность.

Университет осуществляет свою образовательную деятельность на основании:

  1. Закона Республики Казахстан «Об образовании».
  2. Устава, утвержденного Правительствами Казахстана и Турции (1993, 2012).
  3. Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об условиях деятельности Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави и Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об условиях деятельности Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави от 22 октября 2009 года» (№ 531 от 9 января 2012 года).

Генеральной лицензии МОН РК на ведение образовательной деятельности №0137408  от 03.02.2012 года.
Нормативно-правовая база

Если в результате первого набора в 1991 году в университет было принято 332 студента, то нынешний контингент студентов составляет около 10 000 студентов, интернов, магистрантов и докторантов, в том числе около 1,5 тысяч студентов (15% от контингента) из тюркоязычных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Подготовка специалистов осуществляется по 54-ми специальностям бакалавриата, 30-ти специальностям магистратуры, 11-ти специальностям докторантуры PhD, 3-м-резидентуры и 7-ми интернатуры в области естественных, гуманитарных, экономических, юридических, социальных, медицинских, технических наук, специальностям образования, бизнеса, услуг и искусства (http://ayu.edu.kz/ru/barlyk-mamandyktar/list-of-specialties).

В состав университета входят:

  1. 10 факультетов:
  • филологический факультет;
  • факультет социальных наук;
  • факультет гуманитарных наук;
  • факультет естествознания;
  • факультет инженерии;
  • факультет искусств;
  • медицинский факультет;
  • стоматологический факультет;
  • факультет медицинского последипломного образования;
  • подготовительный факультет.
  1. Высшая школа государственного управления и экономики.
  2. Профессиональный колледж «Ахмед Ясави».

 

Многоуровневая система образования МКТУ им.Х.А.Ясави в соответствии с требованиями Болонского процесса включает: высшее базовое образование (бакалавриат, интернатуру,  магистратуру, резидентуру и докторантуру). Прием в МКТУ им.Х.А.Ясави осуществляется по государственным образовательным грантам, на договорной основе и по турецким образовательным грантам (квотам).

В 2018-2019 учебном году:

  • осуществлена трансформация и гармонизация образовательных программ, ориентированных на передовой мировой опыт ведущих вузов, а также современных принципов практикоориентированного обучения по модели «Завод-Университет» и «Major and Minor»;
  • на постоянной основе осуществляется обмен европейским опытом и методиками через иностранных профессоров и специалистов, их приглашение в университет с целью трансляции новых инновационных технологий в процесс обучения;
  • разработаны образовательные программы по системе дуального обучения с «Кентауским  трансформаторным заводом» для технических специальностей и экономики на уровне бакалавриата;
  • по педагогическим специальностям в учебные программы внедряются новации в средней школы (обновленное содержание, критериальная оценка,критическое мышление и др. по опыту НИШ) ;
  • создана Высшая школа государственного управления и экономики на основе проектного подхода и опыта Академии госуправления при Президенте РК и Назарбаев Университета;
  • расширены программы академической мобильности студентов с зарубежными вузами;
  • внедрение образовательных программ 3+1, Эразмус +, программы двойного диплома, практики обучающихся зарубежом в западных вузах по направлениям;
  • внедрен мировой опыт в систему управления университета посредством совершенствования профессиональной квалификации в области менеджмента в зарубежных учебных заведениях в рамках программ Болашақ, Мевлана, Эразмус и т.д.;
  • увеличена доля остепененных преподавателей посредством целевого обучения в Турции по программам магистратуры и докторантуры PhD;
  • Создаются элементы развития инновационной инфраструктуры (оффис комерциализации технологий, технопарк, стартапы и др.);
  • создан тренинговый Центр профессионального развития (для ППС и работников университета), где осуществляется повышение профессионального мастерства и компетенций преподавателей, совершенствование их профессиональных навыков путем трансляции опыта ведущих университетов (Назарбаев Унтиверситет, университеты Мармара, Гази и др.);
  • ведется работа по открытию новых перспективных специальностей, как агрономия, ветеринарная медицина, строительство, архитектура, проектный менеджмент в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы новой Туркестанской области;
  • ведется активная работа по обновлению учебных программ с работодателями, Туркестанским филиалом НПП «Атамакен»;
  • Университет располагает лабораториями, интернет-классами, спутниковой системой видеоконференции (лекции ведущих зарубежных ученых в режиме онлайн), компьютерами нового поколения, учебными кабинетами, где размещены лабораторное оборудование, макеты, способствующие интенсификации учебного процесса и проведению научных исследований;
  • на основе опыта Назарбаев Университета решением Межправительственного Полномочного совета на подготовительном факультете открыта программа «Foundation», цель которой многоуровневое углубленное обучение слушателей английскому языку и турецкому языкам. На данную программу по итогам республиканского конкурса принимаются граждане Казахстана получившие гранты Турции и иностранцы, поступившие на гранты Правительства Казахстан. Успешно завершившие учебу по программе «Foundation» зачисляются на 1 курс избранной ими специальности бакалавриата и далее обучаются в специальных полиязычных группах;
  • ежегодно проводится Республиканская предметная олимпиада «Ясави» (в режиме онлайн и очно в финале). Победителям олимпиады вручаются образовательные сертификаты на безвозмездное обучение в университете.

МКТУ им.Х.А.Ясави – единственный университет в Казахстане, который имеет две собственные клиники – медицинская на 120 койко-мест (клинико-диагностический центр) и стоматологическая поликлиника, где студенты-медики совмещают обучение с практикой.
Клинико-диагностический центр (Клиника)  создан как мощная практическая база медицинского факультета университета, современное прогрессивное учреждение, полностью отвечающее стандартам, оснащенная современным диагностическим оборудованием.
Строительство Клинико-диагностического центра было профинансировано Турецкой Республикой, завершено в 2006 году. В настоящее время клиника предоставляет качественные медицинские услуги  жителям города Туркестана и других  регионов страны.
Деятельность Клиники реализуется в трех главных направлениях: оказание медицинской помощи, подготовка студентов-медиков и последипломная подготовка врачей. Она оказывает стационарную специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь,  специализированную неотложную медицинскую помощь, функционирует травматологический пункт с мощностью 50-60 посещений в смену.
Ежегодно за медицинской помощью в  клинику обращаются до 65 тысяч человек, стационарное лечение проходят около 7 тысяч, проводится около 1500 оперативных вмешательств повышенной сложности.
С 2019 года начинает свою работу стоматологическая клиника, оснащенная современным оборудованием.

В 2001 году создан международный виртуальный институт ТурТЕП (Турецкие образовательные программы на турецком языке), расположенный в Анкаре и реализующий образовательные программы 3-х уровней: колледж – бакалавриат – магистратура по 16-ти специальностям среднего, высшего и послевузовского образования с контингентом около 7 000 обучающихся из Европы, Турции, СНГ, Казахстана, 120 профессоров из ведущих университетов Турции. Сегодня ТурТЕП – это лидер в области онлайн образования, опыт которого перенимают ведущие вузы Турции.
На основе положительного опыта ТурТЕПа в январе 2016 года решением Межправительственного Полномочного Совета открыт Институт дистанционного образования КазТЕП в Туркестане  (дистанционная образовательная технология обучения на казахском языке) по 5 специальностям магистратуры в пилотном режиме. Наработанный опыт дистанционного обучения в КазТЕПе с 2019 года будет реализован по 20-ти специальностям бакалавриата и 8-ми специальностям магистратуры.
Целевая аудитория КазТЕПа – это занятые на производстве трудовые ресурсы страны, желающие дистанционно получить второе высшее образование или после колледжа, а также магистерские степени независимо от времени и места своего нахождения на основе лучших современных образовательных практик, при максимальной гибкости графика и образовательной траектории.
На сегодняшний день виртуальная образовательная площадка КазТЕПа может предоставить своим обучающимся качественные знания на основе:

  • привлечения ведущих ученых и профессоров Республики Казахстан для разработки авторских дистанционных курсов;
  • эффективного использования современных IТ технологий;
  • аккумулирования возможностей ведущих ученых и специалистов из всех вузов и производства;
  • практических вебинаров, проводимых тьюторами-лучшими практиками в своей области;
  • индивидуального графика обучения с гибкой формой оплаты.

При разработке образовательных программ были привлечены крупные специалисты по отраслям, имеющие признанный авторитет в своих областях, а также подробно был изучен рынок труда и специфика подготовки специалистов другими вузами.
Цель КазТЕПа – на основе международного опыта построить новый вектор дистанционного образования в сфере высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

Напишите свой вопрос

 

    ×